Свежие комментарии

• Елена Иванова
    Вот точно, знаете я тоже думала что дело в работе, а оказалось в профессии. Сменила профессию, нашла работу и чувству...Что-то не нравитс...

16 находок, которые поставили археологов в ступор

ФОТО:

Порой одна-единственная находка опровергает все теории. Если проверка это подтверждает, находка становится сенсацией. Если нет – археологической байкой.

�Черепа Циклопов

Возникновение греческих мифов о Циклопах, пересказанных Гомером в «Одиссее», связывают с археологией. Дело в том, что, высаживаясь на берегах Северной Африки, греки иногда находили черепа неведомых им животных – слонов. Исполинские черепа с крупным отверстием для хобота посередине и породили легенды об огромных одноглазых великана.

Доисторические часы

На Камчатке, в 230 км от села Тигиль, петербуржские археологи обнаружили странные окаменелости. Образец, похожий на сложный часовой механизм из шестерёнок, запекся в скале (что объяснимо: на полуострове много вулканов). Подлинность находки была сертифицирована. Самое удивительное, что датировка всех частей – 400 миллионов лет. Ни одна, даже самая смелая, гипотеза о возрасте человечества не отводит человеку на Земле столь долгой жизни. Предметы превратились в окаменелости в течение относительно короткого – в геологических масштабах – времени. По словам археолога Юрия Голубева, сотни зубчатых цилиндров были в отличном состоянии, как если бы они были быстро заморожены. Специалисты полагают, что образцы могли сохраниться так долго, «законсервировавшись» в вулканическом туфе или болоте. Быстро появились теории о древних цивилизациях. Более приземлённая версия состоит в том, что «доисторические часы» – это просто скопление окаменевших раковин моллюсков или актиний.

Молоток возрастом 140 миллионов лет

Обычный с виду молоток. Боёк – 14 сантиметров в длину, три в диаметре. Загвоздка в том, что инструмент врос в известняк возрастом порядка 140 миллионов лет. Так и хранится вместе с куском породы. Это чудо попалось на глаза миссис Эмме Хан в июне 1934 года в скалах неподалеку от американского городка Лондон, что в штате Техас. Эксперты сходу вынесли единодушное заключение: мистификация. Но исследования учёных знаменитой Баттеловской лаборатории (США) показали, что все обстоит ещё сложнее. Во-первых, деревянная рукоятка, на которую насажен молот, снаружи уже окаменела, а внутри и вовсе превратилась в уголь. Значит, ее возраст тоже исчисляется миллионами лет. Во-вторых, специалистов Металлургического института в Колумбусе (штат Огайо) изумил химический состав самого молота: 96,6% железа, 2,6% хлора, 0,74% серы. И никаких других примесей. Столь чистое железо металлурги и сейчас-то производят с трудом.

Древний iPhone

Загадочный артефакт был найден в одном из древних захоронений Венгеровского района Новосибирской области. Это прямоугольная каменная пластина, гладко отшлифованная, с насечками по периметру. Предмет повторяет размеры iPhone. По данным радиоуглеродного анализа, его возраст – примерно 10 тысяч лет. Находку прокомментировал заместитель директора института археологии и этнографии СО РАН Вячеслав Молодин: «Что это такое — древний календарь, или какой-то другой предмет, функциональное значение его нам не ясно, но вещь совершенно замечательная, аналогов мы пока не знаем».

Пулевое ранение 4000-летней давности

На раскопках курганов катакомбной культуры в Одесской области в пробитом черепе покойника, погребённого 4000 лет назад, нашли крупнокалиберную пулю. Журналисты тут же написали что-то на тему инопланетян. На самом деле, на кургане во время войны были огневые точки (они были на каждом втором кургане, ведь это – господствующие высоты). Видимо, на эти точки пикировали штурмовики Люфтваффе, и одна из пуль угодила в бедолагу-скифа. Такой вот «контрольный в голову» спустя четыре тысячелетия. Кстати, еще один древний череп с «пулевым ранением» был обнаружен в Перу. Скорее всего, и в этом случае происхождение «ран» аналогичное

Четвероногая рыба

Четвероногую рыбу нашли в 2004 году на канадском острове Элсмир американские палеонтологи во главе с Нилом Шубином. Сухопутные задние конечности появились уже среди рыб, а не у земноводных, как считалось прежде. Существование «тиктаалика» — переходного звена между рыбами и четвероногими – до тех пор только предполагалось. Первая находка группы Шубина не была полной: удалось найти лишь череп, ребра и передние конечности. За прошедшее десятилетие ученым удалось добыть еще четыре окаменелости, часть из которых содержала фрагменты и нижних плавников. Объединив останки, палеонтологи пришли к удивительному выводу: тиктаалики обладали неким подобием таза и могли ходить по земле, опираясь на задние и передние плавники.

Окаменелая туфля

В октябре 1922 года в «Нью-Йорк Санди Америкен» появилась статья «Тайна окаменелой подошвы туфли». В ней сообщалось, что известный геолог Джон Рейд обнаружил на скале окаменевший отпечаток подошвы туфли. Сохранился контур двух третей подошвы. Хорошо была различима нить, соединявшая рант обуви с подошвой. Джон Рейд привез этот образец в Нью-Йорк, где специалисты согласились с датировкой загадочного отпечатка — 213-248 миллионов лет. Производители обуви охарактеризовали этот отпечаток как оттиск подошвы обуви с рантом ручной работы, а микрофотография выявила мельчайшие детали перекручивания и искривлений нитей. Выходит, это след прямоходящего человека, который носил обувь более 200 миллионов лет назад. Естественно, «подошву» ученые объявили «чудом природы» и «удивительной подделкой» одновременно

ФОТО:

Операции по трепанации в бронзовом веке

Удивительным оказался уровень медицины древности. Так, киевскими археологами найден череп бронзового века с пятью прижизненными зажившими трепанациями. А ведь наша медицина поставила такие операции на поток только в ХХ веке. В 2013 году было найдено погребение мужчины со стрелой в кадыке – он умудрился выжить и прожить так пару десятилетий. При этом, ударом булавы, видимо, в том же давнем бою, у бедняги была вдребезги разбита нижняя челюсть, и усилиями эскулапов она срослась, хоть от зубов не осталось и следа. А в окрестностях городка Ики в Перу доктор Хавьер Кабреро нашел необычные камни с изображением различных медицинских операций – трепанации черепа, кесарева сечения, пересадки сердца и даже пересадки мозга. До сих пор не известно, каким образом наносились эти рисунки на твердейший вулканический андезит, не говоря уж о самих сюжетах.

Загадочные шары Коста-Рики

Петросферы – древние каменные шары Коста-Рики, не менее трёх сотен которых сохранилось в устье реки Диквис, на полуострове Никойя и на острове Каньо. Шары изготовлены из габбро, известняка либо песчаника. Их размеры разнятся от дюйма в поперечнике до двух метров; самые крупные весят 16 тонн. Первые шары были обнаружены в 1930-х гг. рабочими «United Fruit Company» при расчистке полей для банановых плантаций. Услышав, что местные говорят что-то о золоте в камнях, рабочие сверлили их и раскалывали на части. Но аборигенов поняли неправильно: сами камни и были валютой. Купил дом – откатил соседу петросферу.

Эмбрионы неизвестных существ.

В китайской провинции Хубэй обнаружили 140 окаменелых эмбрионов неизвестных животных. По данным археологов Миссурийского университета, эмбрионы принадлежат Кембрийскому периоду (540-480 млн лет назад). Некоторые из них в момент гибели находились в стадии деления. Анализ показал, что обнаружен организм, который ранее описан не был, и аналоги которого неизвестны

ФОТО:

Дорожка Тейлора. Прогулки с динозаврами.

В 1969 году в русле реки Палукси, что в Техасе, местный житель Стен Тейлор обнаружил стёжку окаменевших следов, похожих на отпечатки ног человека, непосредственно рядом со следами динозавра. Находка известна как «дорожка Тейлора». Излучина реки у городка Глен‑Роуз давно известна палеонтологам: 11о миллионов лет назад здесь был илистый берег, впоследствии застывший и сохранивший множество следов динозавров. Вначале Тейлор увидел два отпечатка ног, похожих на человеческие, на мелководье прямо перед наносом известняка в два с половиной метра высотой. С 1969 по 1972 год при помощи экскаваторов Тейлор удалил тонны породы и увидел, что следы под наносом шли дальше. Это служило доказательством против любых обвинений в том, что следы были вырублены заранее. В 1930‑е годы местные дельцы наживались на интересе к динозаврам, фальсифицируя их следы на потребу туристов, так что отношение к находке с самого начала было скептическим. Но последующая экскавация вскрыла 14 новых отпечатков босых ног человека, идущего через ил, и рядом – 134 следа динозавров того же геологического возраста. Неужели люди и динозавры одновременно бродили здесь? Это противоречит теории эволюции: люди как вид появились много позже. Да и как бы приматы выжили на илистых берегах, где рыскали быстро передвигающиеся хищники? Вероятность фальсификации следов невелика. Тяжело создать подделку под слоем известняка – даже самые отъявленные скептики (а их много) не оспаривают факта, что это подлинные ископаемые отпечатки.

ФОТО:

Пломба возрастом 2.5 тысячи лет.

А вот челюсти с драгоценными камнями в зубах, находка 2009 года из Центральной Америки. Она демонстрирует фантастическое мастерство древних дантистов. Оказывается, коренные американцы могли инкрустировать в зубы драгоценности еще 2,5 тысячи лет назад.

Античный «компьютер».

В 1900 году у берегов греческого острова Антикитера ловцы губок обнаружили остатки торгового судна, затонувшего в 80-х годах до н.э. по пути с острова Родос в Рим. С глубины в 60 метров подняли массу золотых украшений, мраморных и бронзовых статуэток, амфор, керамики… А вместе с ними – части странного механизма. Археолог Валериос Стаис заметил, что бронзовые предметы очень напоминают шестеренки часов. Но коллеги подняли Стаиса на смех. Предметы датировались 150-100 годами до н.э., а шестеренки изобрели только 14 столетий спустя. К теории Стаиса вернулся в конце 50-х историк Йельского университета Дерек де Солла Прайс. Он детально изучил шестеренки и доказал, что все они – действительно фрагменты одного механизма. Детали, вероятно, размещались в деревянной коробке размером с шляпную, которая со временем рассыпалась. Прайс даже набросал приблизительную схему этого устройства. В 1971 году была составлена более подробная схема, и британскому часовщику Джону Гливу удалось собрать рабочую копию загадочной машинки. Устройство состояло из 32 деталей и моделировало движение Солнца и Луны, отображая результаты на двух циферблатах. Но на этом история не закончилась.

В 2002 году специалист Лондонского музея науки Майкл Райт сделал еще одно открытие. Оказывается, античный механизм был способен еще и моделировать движение пяти известных тогда планет: Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна. А спустя еще три года с помощью современной рентгеновской методики ученым удалось рассмотреть на шестеренках около двух тысяч греческих символов. Также были воссозданы недостающие части механизма. Теперь прибор мог выполнять операции сложения, вычитания и деления, вести астрономический календарь в 365 дней, причем раз в четыре года прибор делал високосную поправку на день. Антикитерский механизм по праву окрестили античным компьютером.

Доспех-велосипед.

В мае 2008 года археологи Бристольского университета вели раскопки на территории замка Шато-Гайар (Франция). На глубине двух с половиной метров был обнаружен комплекс железных предметов, составлявших защитные доспехи воина. Рядом археологи обнаружили второе захоронение, хорошо сохранившийся скелет лошади. В раскопе были также найдены монеты денье турнуа (фр. denier tournois) чеканки Филиппа II Августом (1180-1223), а также монеты чеканки герцогства Аквитании, что позволило датировать доспехи периодом правления Ричарда I Львиное Сердце (1189-1199гг.). Необычным в этой находке оказалось само расположение фрагментов железных доспехов. Сверху они напоминали очертания велосипеда.

Трехмерная карта.

В 1999 году профессор башкирского госуниверситета Александр Чувыров нашёл у деревни Чандар массивную доломитовую плиту, рельеф которой детально отображает трёхмерную карту Уфимской возвышенности. Плита весит около тонны, размером 148 на 106 см, высотой 16 см. «…Легко распознаваема Уфимская возвышенность… отчётливо просматривается Уфимский каньон – разлом земной коры, протянувшийся от Уфы до Стерлитамака. По бывшему каньону протекает река Уршак», – поясняет профессор. Утверждается, что каменная карта имеет искусственное происхождение и изготовлена по сложной технологии: на основание из доломита нанесён слой диопсидового стекла. Именно на этом слое воспроизведён объёмный рельеф местности – карта будто вылеплена из пластилина в нужных пропорциях, где в масштабе показаны не только ширины, но и глубины рек, ручьёв, каналов, ущелий, возвышенностей… Датировка плиты вызвала споры – давались оценки от нескольких тысяч до 65 миллионов лет, сам камень очень древний. в 2004 году плиту передали в МГУ, где для её исследования создали комиссию, которую возглавил чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов. Членами комиссии стали ректор МГУ Виктор Садовничий, член президиума Сибирского отделения РАН Анатолий Деревянко, члены РАН и два космонавта – Виталий Севастьянов и Владимир Аксёнов. Организовали космическую съёмку, на фотокопию плиты нанесли реперные точки (Чесноковскую гору и город Стерлитамак), сфотографировали территорию Башкортостана из космоса и совместили электронную карту, космический снимок и фрагмент каменной плиты. Вот выдержка из документа Генштаба от 1 декабря 2007 года за подписью начальника управления, генерал-лейтенанта Валерия Филатова: «По Вашей просьбе рассмотрены представленные материалы с целью идентификации поверхности, изображённой на каменной плите, проведена работа по изучению археологической находки. По данному вопросу сообщаем следующее. На поверхности плиты изображён рельеф, в целом соответствующий юго-западным отрогам Башкирского взгорья с некоторым смещением русел водных артерий указанного района».

Парфянская батарейка

ФОТО:

В июне 1936 года во время земляных работ в окрестностях Багдада строители обнаружили захоронение эпохи Парфянского царства (250-е годы до н.э. – 220-е годы н.э.). Среди найденных предметов особое внимание привлек глиняный сосуд высотой в 14 сантиметров. Его горлышко оказалось залито битумом, сквозь который проходил металлический прут со следами коррозии. Второй конец прута находился в скрытом внутри сосуда медном цилиндре. Необычную находку показали работавшему в археологическом музее иракской столицы австрийскому археологу Вильгельму Кенигу. Озадаченный ученый предположил, что это не что иное, как древняя батарейка. Позже его предположение подтвердил профессор Дж. Б. Перчински из университета Северной Каролины. Профессору даже удалось создать точную действующую копию «парфянской батарейки». Он наполнил ее пятипроцентным винным уксусом и получил напряжение в 0,5 вольт. А немецкий египтолог Арне Эггебрехт пошел еще дальше. С помощью 10 таких батареек и солевого раствора золота он за несколько часов покрыл слоем драгоценного металла статуэтку Осириса. Тем самым ученый доказал, что парфянам был известен секрет гальванизации.