Свежие комментарии

  • Людмила Анисина
    Браво.в яблочко ваш вопрос. Уже так замусолили тему.что мол зарубежные лучше одеваются. И там.и там есть разница по с...8 спорных летних ...
  • Нина Полещикова
    А почему нужно скрывать принадлежность к своей стране, принадлежность к РОССИИ, ткани не блестящие а с сатиновым пле...8 спорных летних ...
  • Наталья
    2. Я всегда узнаю своих за рубежом только по одному признаку - на наших людей смотреть приятно.8 спорных летних ...

Женщины с полотен Рубенса – гротеск или щедрость природы?

Женщины с полотен Рубенса – гротеск или щедрость природы?

Споры о «грациях» наменитого фламандского художника Питера Пауля Рубенса длятся уже не одно десятилетие. Ничто так не подвержено частым переменам, как эстетические идеалы и каноны красоты. И эта тема не дает покоя искусствоведам и любителям живописи: так что же все-таки воплотил художник в своих работах – собственные предпочтения, идеалы эпохи Возрождения или ироничное их преувеличение?

Женщины с полотен Рубенса – гротеск или щедрость природы?

Рубенс. Персей и Андромеда, 1620-1621

Творчество Рубенса считают связующим звеном двух культурных эпох – Возрождения и XVII в. Как известно, в культуре Ренессанса возрождались античные традиции, с их культивированием красоты человеческого тела, прославлением свободы и гармонии, изображением обнаженной натуры – всего того, что во времена Средневековья находилось под запретом. На смену абстрактной духовности приходит подчеркнутая телесность, происходит реабилитация чувственной красоты. Природа отныне не противопоставляется Богу, а воспринимается как его воплощение на земле, так же, как и человеческая красота.

Женщины с полотен Рубенса – гротеск или щедрость природы?

Рубенс. Слева – Автопортрет с женой Изабеллой Брандт, 1609. Справа – Сыновья художника Альберт и Николас, 1626-1627

Женщины с полотен Рубенса – гротеск или щедрость природы?

Рубенс. Суд Париса, 1625

Представления о женской красоте вполне соответствовали духу самой эпохи: пышные формы воспринимались как свидетельство физического здоровья и внутреннего величия.

Брантом пишет: «Вот почему полные женщины заслуживают предпочтения хотя бы ради только их красоты и величия, ибо за эти последние, как и за другие их совершенства, их ценят. Так, гораздо приятнее управлять высоким и красивым боевым конем, и последний доставляет всаднику гораздо больше удовольствия, чем маленькая кляча». Рубенс во многом придерживался эстетики Возрождения, хотя только этим нельзя объяснить созданный им идеал красоты.

Женщины с полотен Рубенса – гротеск или щедрость природы?

Рубенс. Слева – Портрет Изабеллы Брандт, 1625-1626. Справа – Портрет Изабеллы Брандт, 1626

Женщины с полотен Рубенса – гротеск или щедрость природы?

Рубенс. Суд Париса, 1635-1638

Рубенса также нередко называют основоположником барокко в живописи, хотя это утверждение иногда поддается сомнению. Это верно в том случае, когда речь идет о пышности и богатстве красок, об изображении тяжеловесных фигур в стремительном движении, в моменты невероятного эмоционального напряжения. Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь». В творчестве Рубенса действительно воплотилась барочная телесность и тяжеловесная красота, однако присущая барокко условность уступает у него напору живой реальности.

Женщины с полотен Рубенса – гротеск или щедрость природы?

Рубенс. Слева – Три грации, 1639. Справа – Вирсавия у Фонтана, 1635

Женщины с полотен Рубенса – гротеск или щедрость природы?

Рубенс. Венера и Адонис

Идеал рубенсовской красоты далек и от классических канонов, и от современных представлений о ней. Однако его современникам пышнотелые красавицы не казались ни чрезмерно грузными, ни безобразными. Сам художник разделял вкусы большинства представителей своей эпохи: он изображал своих «граций» с явным восхищением, без тени иронии и без преувеличений. Каждый миллиметр их телесных несовершенств выписан с таким тщанием и любовью, что сомнений не остается: Рубенс действительно преклонялся перед таким типом красоты и считал его идеальным для изображения.

Женщины с полотен Рубенса – гротеск или щедрость природы?

Рубенс. Слева – Портрет Елены Фоурмен с ее первенцем Франсом, 1635. Справа – Елена Фоурмен с детьми Клер-Жанной и Франсуа, 1636-1637

Подтверждением того, что на формирование его идеалов повлияла не только эстетика Возрождения, но и личные предпочтения, является и то, что художник был женат на женщинах именно такого типа и всю жизнь писал их с любовью и восхищением. Чертами Изабеллы Брандт и Елены Фоурмен наделены женские персонажи на многих картинах Рубенса. 

Женщины с полотен Рубенса – гротеск или щедрость природы?

Рубенс. Слева – Шубка, 1636-1638. В центре – Автопортрет в шляпе. Справа – Портрет Елены Фоурмен

Женщины с полотен Рубенса – гротеск или щедрость природы?

Рубенс. Венера и Адонис, 1935

Историк искусства Э. Фромантен писал: «Похоже, в сердце художника поселился определенный женский тип, который представлялся ему идеальным, поскольку к этому типу красоты можно было отнести в равной степени обеих его жен. Мир Рубенса был закрыт для всех остальных». 

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх