На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Елена Иванова
    Вот точно, знаете я тоже думала что дело в работе, а оказалось в профессии. Сменила профессию, нашла работу и чувству...Что-то не нравитс...

Сюзанна Венгер – белая жрица священной нигерийской рощи Осун-Осогбо

Среди культурно-исторических памятников Нигерии Осун-Осогбо занимает особое место. Это не крепость и не храм, а раскинувшиеся на 75 га по обе стороны р.Осун остатки реликтового леса, священного для народности йоруба. Роща Осун-Осогбо – символ древнейших традиций, отражение мифологических представлений о устройстве мира, богах и духах.

Начиная с XIV ст. здесь собирается множество людей, чтобы отдать дань духам предков и укрепить свою связь с лесными божествами. Августовский праздник длится 12 дней, привлекая множество туристов. Но ни фестиваля Осун-Осогбо, ни самой рощи могло не быть, если бы не Сюзанна Венгер – удивительная женщина, родившаяся в Австрии и ставшая белой жрицей в Африке.

Художница из Граца

Абсолютно ничего в Граце – живописном австрийском городе, в котором появилась на свет в 1915 г. Сюзанна Венгер, – не напоминало об Африке, да и сама она меньше всего задумывалась о далеком континенте. С юных лет страстью Сюзанны была живопись. Сперва она училась в родном городе – в Школе прикладных искусств и Институте графики, затем переехала в Вену и поступила в Академию художеств.

После Второй мировой войны Сюзанна много работала иллюстратором для периодики: в частности, она разработала макет детского журнала «Unser Zeitung». Ее авторитет среди коллег растет, и в 1947 г. она становится одним из учредителей Венского художественного клуба. Венгер много путешествует по Европе, живет в Италии и Швейцарии.

Переломным в ее жизни становится период 1949-1950 гг.: в 1949-м она знакомится в Париже с языковедом Улли Бейером, а в следующем году уезжает вместе с ним в Нигерию.

Духовное преображение

В Нигерии Сюзанна продолжала заниматься любимым делом, создавая обложки для журналов “Байер” и “Черный Орфей”. Однако в конце 1950-х мирное течение ее жизни нарушила тяжелая болезнь – туберкулез. Венгер удалось поправиться, но недуг обострил в ней интерес к духовным ценностям и изменил как ее восприятие жизни, так и творчество.

С возрастающим интересом Сюзанна вглядывалась в примитивные внешне, но исполненные сакрального смысла скульптуры йоруба. Далекие от канонов европейского искусства, они производили завораживающее впечатление. Но местные жители рассказали ей, что скульптур осталось очень мало. Ведь их создавали под влиянием древних нигерийских культов, которые постепенно приходили в упадок под давлением урбанизации и модернизации.

Ярким свидетельством упадка традиционной культуры стала судьба священных рощ. Когда-то их было много по всей Нигерии, а к 1950-му осталась всего одна на берегах Осуна, и ту беспощадно вырубали. Сюзанна решила спасти последний природный памятник языческой культуры йоруба и развернула активную деятельность.

Часть всемирного наследия

Переехав в г.Осогбо, Сюзанна инициировала создание общественного движения в защиту рощи. Ей удалось остановить вырубку, но роща нуждалась в восстановлении. Вместо уничтоженных деревянных скульптур Венгер создает новые из более прочных материалов – бетона и железа. Чтобы они в точности отвечали традициям йоруба, художница постоянно консультируется со жрецами, все глубже погружаясь в традиционную религию региона. Интересно, что один из постулатов этой религии гласит: действие дает силу. В случае с Венгер так и произошло: чем активнее боролась Сюзанна за сохранение священной рощи, тем больше ей удавалось.

Постепенно духи, люди и жрецы вернулись в рощу, а через какое-то время ее верховной жрицей стала сама Сюзанна. Так высоко оценили йоруба ее вклад в возрождение их культуры. Одновременно Сюзанна возглавила художественную школу “Новое духовное искусство”, в которой учились молодые нигерийские скульпторы. Правительство страны признало сначала часть Осун-Осогбо национальным памятником, а в 1992 г. – и всю рощу.

Сюзанна Венгер дожила до глубокой старости, пользуясь безграничным уважением и как жрица, и как культурный и общественный деятель. Она ушла из жизни в возрасте 93 лет, успев за 4 года до смерти увидеть высшее признание своих заслуг: включение Осун-Осогбо в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх