На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Елена Иванова
    Вот точно, знаете я тоже думала что дело в работе, а оказалось в профессии. Сменила профессию, нашла работу и чувству...Что-то не нравитс...

5 женщин-учёных, круто повлиявших на этнографию

17 июля — день этнографа. Наука этнография прекрасна тем, что память человеческая коротка и склонна выдумывать ведические мудрости и молочные реки с кисельными берегами, стоит ей немного потерять из виду прошлое. Этнография с беспощадной дотошностью исследует и нам рассказывает, чем на самом деле живут и жили традиционно народы, не давая человечеству застревать в сладких иллюзиях о золотых веках вместо того, чтобы идти вперёд.

2272193_M

Сегодня мы решили вспомнить пять крутых и важных для науки женщин-этнографинь (ну, уж сегодня можно и по титулу!)

Ольга Петровна Семенова-Тян-Шанская

У знаменитого русского путешественника и географа Петра Петровича Семёнова Тян-Шанского было четыре сына-учёных. Но до самой ранней (в неполные сорок от болезни) смерти его дочери никто не знал, что она также войдёт в историю науки.

Ольга Петровна жила жизнью старой девы и имела очень необычное хобби. Она объезжала русские деревни и вела дневник наблюдений, описывающий быт, обычаи, взаимоотношения русских крестьян скрупулёзно и методично, вникая в каждую мелочь.

Эти уникальные, ценные записи были обнаружены и опубликованы её друзьями, а сама Ольга га Петровна по праву заслужила свою историческую славу как исследовательница и одна из стоящих у истоков российской этнографии.

Элис Флетчер

В конце девятнадцатого века невероятную популярность обрели работы дамы по имени Элис Флетчер. Вообще проникновение женщин в этнографию произвело в науке переворот, показав, как многое было скрыто от глаз исследователя-мужчины: обычаи и обряды, связанные с рождением и воспитанием детей, сексуальной жизнью, женским здоровьем, смертью, приготовлением пищи, лечением… Можно сказать, что до общения с женщинами разных народов (часто невозможного для посторонних мужчин) большая часть повседневной их жизни оставалась невидимой для европейского исследователя.

Элис пошла дальше разговоров с представителями индейских племён (именно их она изучала), на многие годы погрузившись в их среду вплоть до соблюдения их обычаев и следования их привычкам в быту, пока жила среди представителей племени сиу. Флетчер считается первой исследовательницей, сумевшей провести настолько глубокое и долгое наблюдение за народом.

Маргарет Мид

Молодая американка прославилась в двадцатых годах, опубликовав исследование полинезийских нравов, отражающее, по сути, позицию её научного руководителя Франца Боаса. Согласно его теории, молодёжные беспорядки в Европе и Америке были связаны с сексуальной фрустрацией, ограничениями молодёжи в половой жизни. По наблюдениям Мид на Самоа (коротким и торопливым), среди полинезийцев якобы не существовало подобных запретов и, вследствие, не существовало конфликтов поколений.

Её исследования были опровергнуты в восьмидесятых, но всё же МИД сумела внести вклад в этнопсихологию, хотя и менее привлёкшим широкую публику способом. По результатам своих дальнейших исследований она выделила три направления передачи знаний между поколениями: от старшего к младшему, от младшего к старшему и, наконец, между сверстниками.

Трудно представить, но до неё о том, что направлений три, н кто не задумывался, и если упоминалась передача знаний не от старшего к младшему, то как некое извращение и исключение из правила.

Рут Бенедикт

Одна из учительниц Мид, Рут Бенедикт, является буквально легендой этнографии и антропологии.

Во-первых, именно она разработала и ввела научную методику изучения культуры на расстоянии в тех случаях, когда не можешь в неё погрузиться (чем очень помогла историкам).

Во-вторых, она долго изучала, чем традиционные культуры отличаются одна от другой, что делает каждую из них отдельной, а не вариацией, и выработала понятие этоса, стержня культуры, делающей её уникальной при всех атрибутах, схожих с соседними культурами или заимствованными у иных цивилизаций.

Инга Андроникова

Цыгане, один из самых рассеянных и вездесущих народов, давно и постоянно вызывали к себе интерес, но он был крайне далёк от подлинно научного. В них искали проекций своих романтических и мистических устремлений или, напротив, собственных страхов. Вплоть до недавнего времени цыгановедение было, несмотря на распространённость самого народа, очень хилым направлением в этнографии.

Одной из выдающихся исследовательниц быта, поверий и непесенного устного фольклора цыган (в частности, русских) стала советская девушка Инга Андроникова. Она была вхожа в цыганские семьи, успела поймать кочевье на его излёте и оставить множество записей об устройстве кочевого быта до того, как память о нём исчезла почти полностью.

К сожалению, её записи были обнаружены и систематизированы много позже её смерти. Они опровергли многие популярные мифы вокруг устройства жизни и общества цыганского народа и зафиксировали сведения, которые могли уйти навечно.

Текст: Лилит Мазикина

Иллюстрация: Pixabay.com

Читай также:

Если бы знаменитые ученые были… женщинами, что бы писали о них в СМИ?

Девочки-изобретательницы в тренде! Как такую вырастить?

Забытые и обойденные. 8 женщин, двигавших науку вперед

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх