Свежие комментарии

  • Людмила Анисина
    Браво.в яблочко ваш вопрос. Уже так замусолили тему.что мол зарубежные лучше одеваются. И там.и там есть разница по с...8 спорных летних ...
  • Нина Полещикова
    А почему нужно скрывать принадлежность к своей стране, принадлежность к РОССИИ, ткани не блестящие а с сатиновым пле...8 спорных летних ...
  • Наталья
    2. Я всегда узнаю своих за рубежом только по одному признаку - на наших людей смотреть приятно.8 спорных летних ...

История кокошника: Как головной убор русских простолюдинок превратился в тиары заграничных королев

История кокошника: Как головной убор русских простолюдинок превратился в тиары заграничных королев

Кокошник укрепился в сознании современных людей как главный аксессуар русского народного костюма. Однако в XVIII -XIX веках этот головной убор был обязательным в гардеробе женщин из высших кругов, в том числе и российских императриц. А в начале XX столетия кокошник мигрировал в Европу и Америку и появился в виде тиар в гардеробах многих зарубежных красавиц и королев.

Кокошник – неотъемлемая часть гардероба простолюдинок и боярынь в Древней Руси

История кокошника: Как головной убор русских простолюдинок превратился в тиары заграничных королев

Николай Иванович Аргунов (1771-после 1829). Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме.

История кокошника загадочна и покрыта тайной, поэтому достоверно неизвестно, когда впервые появились кокошники на Руси. Но уже начиная с десятого века древнерусские женщины носили похожие на них головные уборы. В погребениях новгородцев 10-12 столетия, обнаруживалось нечто похожее на кокошник.

История кокошника: Как головной убор русских простолюдинок превратился в тиары заграничных королев

Рельеф. X-XII век.

Само же определение «кокошник» впервые упоминается в писаниях 17 века и происходит от древнеславянского «кокош», обозначающего курицу, отличительной чертой которого является “гребень”. “В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать не только, из какой местности владелица, но и каков ее возраст, семейное положение и социальная принадлежность”.

История кокошника: Как головной убор русских простолюдинок превратился в тиары заграничных королев

Боярыня у окна.

Мастерицы кокошницы, изготавливающие кокошники, расшивали их жемчугами, бисером, золотыми нитями, разными орнаментами, являющимися символами супружеской верности, плодовитости и оберегом семьи. Стоимость некоторых экземпляров, изготавливаемых для царских семей доходила до баснословных сумм.

История кокошника: Как головной убор русских простолюдинок превратился в тиары заграничных королев

Боярышня.

Женщины даже с бедных семей имели праздничный головной убор, который бережно хранили и передавали от матери к дочери. Кокошники одевали только в особых случаях, в повседневной жизни их не носили.

История кокошника: Как головной убор русских простолюдинок превратился в тиары заграничных королев

К. Е. Маковский. Боярышня у окна с прялкой.

В древние времена кокошник имели право носить лишь замужние женщины, часто одевающие под кокошник платок или покров из тонкой ткани. Так как согласно поверью – волосы нужно было прятать.

В Древней Руси девицы на выданье молили о своем замужестве Богородицу на Покрова приговаривая: «Покров Пресвятая Богородица, покрой мою буйную голову жемчужным кокошничком, золотым подзатыльничком!».

История кокошника: Как головной убор русских простолюдинок превратился в тиары заграничных королев

Русская красавица.

С течением времени в некоторых губерниях женщины кокошник стали носить лишь три дня после венчания. Это было связано с тем, что этот головной убор начали заменять обычными платками.

C момента возникновения их носили женщины всех сословий – от простолюдинок до цариц, но в результате реформ Петра I этот головной убор остался лишь у представительниц крестьянства, купечества и мещанства.

История кокошника: Как головной убор русских простолюдинок превратился в тиары заграничных королев

Дрождин Петр Семенович. Портрет купчихи в кокошнике.

Триумфальное возвращение кокошника в гардероб императриц

Кокошник, запрещенный для высших слоев общества при Петре I, был возвращен в женский придворный костюм Екатериной II, возобновившей моду “а-ля русс”.

История кокошника: Как головной убор русских простолюдинок превратился в тиары заграничных королев

Екатерина II

Будучи немкой, Екатерина Великая ценила и уважала все русское, что и стало основным критерием ее государственной политики в годы ее правления. Основное правило – «нравиться народу» – выработалось еще в молодые годы, когда она еще была княгиней. Первоочередной своей целью она ставила изучить русский язык и проникнуться православной верой и ее обрядами. Подчеркивая этим самым свою связь с новой страной, ставшей ей второй родиной, все эти уроки усвоила прилежно и на всю жизнь.

На этом полотне неизвестного художника изображена Екатерина в русском карнавальном наряде: в богатом кокошнике, сарафане и рубахе с пышными рукавами. Дополнением к образу царицы служат украшения с большими бриллиантами, поражающими своей массивностью.

История кокошника: Как головной убор русских простолюдинок превратился в тиары заграничных королев

Александра Павловна – великая княжна, внучка Екатерины Великой. Неизвестный художник.

Внучка Екатерины – Александра Павловна, живя в эпоху романтизма, уже наряжалась в русский костюм не как в карнавальный, а как в нечто исторически ценное. А на ее голове видим «венец», расшитый жемчужной нитью, который был популяризирован в северных губерниях России.

История кокошника: Как головной убор русских простолюдинок превратился в тиары заграничных королев

В синем сарафане

Отечественная война 1812 года с армией Наполеона подняла в обществе огромную волну русского патриотизма, возвратила интерес ко всему исконно русскому в моде. И снова
в высшее общество вернулось некое подобие народных русских кокошников. В те же годы в моду вошли русские сарафаны с талией в стиле ампир красного и синего цветов. Так же при дворе одевались и царственные особы.

История кокошника: Как головной убор русских простолюдинок превратился в тиары заграничных королев

Портрет императрицы Александры Фёдоровны.

Жена императора Николая I- Александра Федоровна изображена в кокошнике, преобразившимся в помпезную конструкцию с огромными драгоценными камнями.
В 1834 году Николаем I был издан указ о вводе для представительниц прекрасного пола новых придворных платьев в стиле «а-ля бояр», дополненных кокошниками.

История кокошника: Как головной убор русских простолюдинок превратился в тиары заграничных королев

Мария Федоровна.

Супруга императора Александра III – Мария Федоровна, изображенная в наряде отделанном мехом горностая, и бриллиантовом кокошнике. К слову, мода на такие кокошники-тиары, с расходящимися лучами, распространилась по миру как раз из России и имели название: «the Kokoshnik Tiara».

История кокошника: Как головной убор русских простолюдинок превратился в тиары заграничных королев

Портрет Великой княгини Елизаветы Федоровны. (1897).

Во второй половине 19 столетия в России снова прошел подъем русского стиля, вызвавший интерес к старине и русскому костюму. Знаковым событием стал Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце, когда приглашенные дамы должны были нарядиться по моде 17 века в стиле «русские кокошники».

История кокошника: Как головной убор русских простолюдинок превратился в тиары заграничных королев

Мария Федоровна в кокошнике. Константин Маковский.

Этот головной убор в сочетании с придворным декольтированным платьем оставался в гардеробе дам высшего света до падения самодерживия в 1917 году.

История кокошника: Как головной убор русских простолюдинок превратился в тиары заграничных королев

К. Е. Маковский (1839-1915). Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме 1900г.

История кокошника: Как головной убор русских простолюдинок превратился в тиары заграничных королев

Маковский К.Е. Княгиня под венец.

История кокошника: Как головной убор русских простолюдинок превратился в тиары заграничных королев

В. Васнецов. Портрет В. С. Мамонтовой в однорогом кокошнике.

Кокошник модный аксессуар 1920-1930 годов

История кокошника: Как головной убор русских простолюдинок превратился в тиары заграничных королев

Костюмированные балы в поддержку русской иммиграции.

В начале 20 века в Западной Европе развилось модное течение «а-ля русс», которое подражало всему русскому. Это было связано с волной русской иммиграции сразу же после революции 1917 года.

История кокошника: Как головной убор русских простолюдинок превратился в тиары заграничных королев

Фото 1924 года. Графиня Надежда Михайловна де Торби, в замужестве маркиза Милфорд-Хейвен (на фото слева) в тиаре – кокошнике с рубинами.

История кокошника: Как головной убор русских простолюдинок превратился в тиары заграничных королев

Звезды Голливуда в кокошниках.

Огромен список знаменитых невест мира, выходивших замуж в 20-е годы в головных уборах очень сильно напоминающих русские кокошники-тиары.

История кокошника: Как головной убор русских простолюдинок превратился в тиары заграничных королев

Английская королева Мария в подвенечном одеянии.

И примечательно то, что английская королева Мария, бабушка королевы Елизаветы II, венчалась в уборе, напоминавшем русский кокошник-тиару.

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх