На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Елена Иванова
    Вот точно, знаете я тоже думала что дело в работе, а оказалось в профессии. Сменила профессию, нашла работу и чувству...Что-то не нравитс...

Мангазея — первый город русского Заполярья, затерянный во тьме веков

Среди забытых и затерянных городов Мангазея занимает особое место, и не только потому, что она располагается в Заполярье. Если история создания и стремительного взлета Мангазеи вполне ясна и понятна, то с ее падением и забвением связана некая тайна, которую пытаются разгадать историки и археологи.

На берегу пустынных волн

Берега сибирской реки Таз и сегодня нельзя назвать оживленными — населенных пунктов на них мало, а природа поражает своей нетронутостью. А в XVI столетии, когда здесь появились поморы, эта местность и вовсе воспринималась как край света. В старинных книгах племена, живущие к востоку от Оби, называли «молгонзеями»: слово это происходит из старинного коми-зырянского языка и значит «народ окраины». Со временем название племен превратилось в название местности: на картах, составленных англичанином А.Дженкинсом, она обозначена как «Молгомзея». Позднее в форме «Мангазея» оно стало названием города.

Поморов в эти места привели дела судоходные: сперва они по океану шли к Ямалу, а потом, перетащив свои корабли по полуострову (это называлось «ямальский волок»), выходили на Обскую губу. Считается, что именно поморами было основано первое зимовье на реке Таз. Они же и поведали московским властям о неслыханных богатствах сурового Заполярья.

А богатства и впрямь были велики: моржовые клыки, бивни мамонта, и, главное, пушнина. Одна соболиная шкурка, купленная у охотника на берегу Таза, обходилась купцу в 40 копеек; если в дело вступал перекупщик, за такую шкурку приходилось платить рубль. А на рынках Западной Европы за шкурку соболя можно было получить около трехсот рублей! Неудивительно, что государство вскоре пожелало наложить свою мощную длань на эти богатства и взять торговлю под свой контроль.

«Златокипящая» Мангазея

К своей цели — берегам Таза — отряду М.Шаховского и Д.Хрипунова пришлось пробиваться с боями: напали на них дорогой селькупские воины. Почти треть отряда пала в сражении, легла в холодную землю чужого края. Но выбора не было: не своей волей шли они в Заполярье, а по приказу царя Бориса Годунова. Уцелевшие в бою дошли и заложили в 1600 г. острог на пустынных доселе берегах. Так появилась Мангазея.

Перезимовали, а там и подмога пришла из Тобольска и Березова — двести служивых во главе с воеводами. Стало ясно: новому городу — быть. И впрямь, Мангазея развивалась с необыкновенной быстротой: за пару лет вырос большой деревянный кремль, появились церкви и дома. Хотя даже в период расцвета постоянное население Мангазеи было не так уж велико — не больше 1200 человек, город поражал благоустроенностью. Жители Мангазеи щеголяли в шелках и бархате, улицы были вымощены досками, а окна самого бедного дома были слюдяными — в европейской части России такое было доступно лишь самым богатым. Но, возможно, самым удивительным доказательством богатства города являются найденные археологами груды сливовых и вишневых косточек: в 17 в. мангазейцымогли себе позволить регулярную доставку в Заполярье свежих фруктов.

Еще сильнее, чем богатством, Мангазея удивляла пестротой уличной толпы. Рядом с селькупами и ненцами в малицах прохаживались богатые иноземные купцы в шляпах с перьями, а московская «акающая» речь смешивалась с архангелогородским говором. Днем и ночью шла в городе бойкая торговля мехами, приносившая огромные прибыли. Историками подсчитано, что в год из Мангазеи на запад вывозили до 30 тыс. одних только соболиных шкурок, а ведь были и песцовые, и куньи, и беличьи меха. За богатство и бурную деятельность Мангазею прозвали «Златокипящая».

Загадка исчезновения Мангазеи

Торговое великолепие, превратившее Мангазею в город-легенду, длилось очень недолго — около сорока лет. Еще какое-то время Мангазея влачила жалкое существование в качестве форпоста, но в 1672 г. гарнизон перевели на Енисей. И город исчез, ушел в ледяную заполярную землю. Лишь благодаря усилиям археологов, начавших здесь регулярные раскопки в 1960-х, мы знаем, что Мангазея— не миф, а реально существовавший город. Но что с ним случилось? Почему население, судя по результатам раскопок, просто ушло оттуда?

Историки выдвигают как минимум три версии падения Мангазеи. Согласно первой, роковую роль сыграло то самое государство, которое и основало город: сперва царь Михаил Романов в 1720 г. запретил плавать по океану в Мангазею, а чуть позже, в 1729-м, два вновь прибывших воеводы, А.Палицын и Г.Кокорев, рассорились и устроили в городе гражданскую войну в миниатюре. Город начал хиреть и постепенно угас. Другая версия винит в гибели Мангазеи пожар 1642 г., действительно уничтоживший большую часть города. А согласно третьей версии, всему виной стало постепенное исчезновение пушного зверя вследствие слишком интенсивной охоты: нет товара — нечем торговать, не с чего жить горожанам.

Как было на само деле, мы не знаем, и вряд ли изыскания археологов когда-либо дадут точный ответ. Очевидно одно: Мангазея — один из первых в мире заполярных городов, и хотя ей не удалось долго продержаться, ее основание стало важной вехой в освоении природных богатств Сибири.

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх