Свежие комментарии

  • Людмила Анисина
    Браво.в яблочко ваш вопрос. Уже так замусолили тему.что мол зарубежные лучше одеваются. И там.и там есть разница по с...8 спорных летних ...
  • Нина Полещикова
    А почему нужно скрывать принадлежность к своей стране, принадлежность к РОССИИ, ткани не блестящие а с сатиновым пле...8 спорных летних ...
  • Наталья
    2. Я всегда узнаю своих за рубежом только по одному признаку - на наших людей смотреть приятно.8 спорных летних ...

Без прикрас и цензуры: Какой была жизнь русских женщин в деревне конца XIX века

Без прикрас и цензуры: Какой была жизнь русских женщин в деревне конца XIX века

В 1906 г. была издана книга «Жизнь «Ивана» Ольги Семеновой-Тян-Шанской, дочери знаменитого путешественника, где приводятся интересные, иногда очень неоднозначные факты о жизни и быте женщин в русской деревне конца XIX века. В то время книга не получила широкой известности, а после революции о ней и вовсе забыли. Только в наши дни она была переиздана, самые интересные фрагменты – далее в обзоре.

Без прикрас и цензуры: Какой была жизнь русских женщин в деревне конца XIX века

Крестьянские девушки Орловской губернии

В некоторых деревнях до сих пор (1890-е) держатся обычаи «просватывать» девочек лет 12-14 за соответствующих им по возрасту мальчиков. Теперь такие сговоры нередко расстраиваются, когда жених и невеста делаются взрослыми. А если нет, так невеста 14-15 лет и жених лет 16 начинают сожительствовать вместе до своего совершеннолетия.

Без прикрас и цензуры: Какой была жизнь русских женщин в деревне конца XIX века

Свадьба. Канский уезд, деревня Карымова

Без прикрас и цензуры: Какой была жизнь русских женщин в деревне конца XIX века

Перевоз приданого невесты в дом жениха

Раньше (в 1860-70-х годах) выходили замуж лет 16-19, женились в 18-20. Гораздо реже выдавали девушек 15 лет. Хотя и опасным считалось засидеться в девках, на девушку смотрели в семье как на рабочую силу, а следовательно, не торопились сбыть с рук. Малого (т.е. парня) же потому торопились женить, что таким способом приобреталась для семьи лишняя рабочая сила.

Теперь (1890-е) выходят замуж лет 16-25, женятся же 18-27.

Без прикрас и цензуры: Какой была жизнь русских женщин в деревне конца XIX века

Деревенские девушки

Без прикрас и цензуры: Какой была жизнь русских женщин в деревне конца XIX века

Крестьянская девушка

Девок на улице любят веселых, таких, которые умеют плясать и за словом в карман не полезут. Обычно на таких «улицах» завязывались внебрачные связи, которые часто кончались браком. Хотя очень нередки случаи, когда бросают ту, «которую любили». Старшие нередко ругают и бьют дочерей за такие связи; малым же ничего за это не достается.

Без прикрас и цензуры: Какой была жизнь русских женщин в деревне конца XIX века

Молодые крестьянки

С «распутевыми» девками или бабами чинится иногда расправа. «Распутевой» называется такая девка или баба, у которой несколько любовников. Эти любовники сговариваются иногда поучить ее и, если она девка, мажут ей ворота дегтем, а если она баба, бьют ее. Побьют, затем подымут ей рубашку на голову, свяжут (так, что голова женщины как бы в мешке, а до пояса она голая) и пустят так по деревне. Девка, у которой один любовник, уже не считается «распутевой», и ей ворота дегтем не мажут.

Без прикрас и цензуры: Какой была жизнь русских женщин в деревне конца XIX века

Семья русских крестьян конца XIX в.

Без прикрас и цензуры: Какой была жизнь русских женщин в деревне конца XIX века

Крестьянские дети

Беременная жена делает все: справляет всю домашнюю работу, в поле вяжет, полет, молотит, берет конопли, сажает или копает картофель, вплоть до самых родов. Иная баба при начавшихся родовых схватках бежит домой, «как овченка»: приляжет во время схваток на землю, а как боли отпустят, опять бежит. Матери на третий и на четвертый день после родов встают и принимаются за домашнюю работу. Иногда даже на другой день после родов родильница уже затапливает печь сама. На работу в поле мать идет через 5-7 дней после родов.

Без прикрас и цензуры: Какой была жизнь русских женщин в деревне конца XIX века

Крестьянская семья

После первого ребенка муж иногда поберегает жену, а уж после второго и третьего, конечно, нет. Если выпьет, то уже через неделю после родов начинает жить с женой, а нет, так недели через 2-3. Жену, конечно, не спрашивают о ее желаниях: «Аксинья, иди-ка сюда», – и все тут.

Без прикрас и цензуры: Какой была жизнь русских женщин в деревне конца XIX века

Крестьянская семья

Без прикрас и цензуры: Какой была жизнь русских женщин в деревне конца XIX века

Крестьяне средней полосы России

В трезвом виде муж бил жену редко, в пьяном – часто и чем попало. Бьют и палкой, и рогачом, и сапогами, кулаками, пинком. Если муж бьет жену и при этом сломает тот предмет из своего несложного инвентаря, которым чинил расправу, то ему гораздо более жалко этот предмет, чем избитую жену.

Без прикрас и цензуры: Какой была жизнь русских женщин в деревне конца XIX века

Крестьяне Орловской губернии

Профессионального разврата не существует, но очень легко купить всякую бабу деньгами и подарком. Одна баба очень наивно признавалась: «Прижила себе на горе сына и всего-то за пустяк, за десять яблоков!». Случаи убийства незаконнорожденных младенцев очень нередки. Родит баба или девка где-нибудь в клети одна, затем придушит маленького руками и бросит либо в воду с камнем на шее, либо в густой конопле, или где-нибудь в свином катухе зароет.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх